Кулпаизова Эльвира Маконовна
Конспект ОД по Ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья».Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: Подготовительная Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: Закрепить и уточнить знания о зимующих и перелетных птицах; Задачи: классифицировать птиц на зимующих и перелётных; углублять представления детей о причинах отлёта птиц; уточнить понятия «зимующие; • закрепить знания детей о корме, который можно использовать для птиц; • развивать память, речь, внимание и творческое воображение у детей; • воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к «пернатым друзьям» и желание помочь им пережить суровый зимний период; Предварительная работа - наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций; рисование осеннего дерева – рябины. Оборудование: картинки с изображением птиц, 2 картинки с деревом в разное время года, кукла Баба-Яга, разрезные картинки с изображением птиц, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки. Словарь: ласточка, скворец, грач, перья, гнездо, перелетные, насекомоядные, щебечут. Ход образовательной деятельности:1.1.Введение в ситуацию. - Ребят послушайте, кто это к нам прилетел? (включаю звук сороки, сорока). Если не отгадали: Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья – белобока, А зовут её -… сорока. -Правильно, к нам в гости сегодня прилетела, сорока? Как вы догадались? (по ее пению). -Как вы думаете, она случайно прилетела к нам в гости? (наверно, за помощью). -А кто знает, как часто люди называют сороку? (сорока-болтунья). -А если она болтунья, то она наверно что-то хочет нам сказать. Послушаем. Звуки пения птиц в лесу. -Что это за звуки? (пение птиц). -Значит, сорока нам хочет, что-то рассказать про птиц? Слушаем внимательно. Звуки крика ворон. -Ой, ребят, что это? (крик птиц). -А когда птицы так сильно кричат? (когда их кто-то напугает) 1.2. Мотивация. Кто мог так сильно напугать птиц? (незнаем). Сороку мы не понимаем, как же нам узнать? - Посмотрите внимательно на сороку, у нее, кажется для нас письмо. А кто помнит, как называется птица, которую в народе называют почтальоном? (голубь) Письмо: «Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Баба-Яга заколдовала птиц, потому что они мешают ей своим пением. Спасите нас! Выполните, пожалуйста, все задания Бабы Яги.» Ребят, что произошло в лесу? (Баба-яга заколдовала лес, птиц). - Как думаете, почему сорока прилетела именно к нам? (просит о помощи, самые взрослые в саду, скоро в школу пойдем). 1.3. Целеполагание. - Мы, можем птицам помочь? Злая Баба-яга приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не бегать по лесу). - Как вы думаете, а нам будут полезны задания? (вспомним про птиц, узнаем, что-то новое) 2. Актуализация знаний. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Игра «Добавь слово» У человека квартира, а у птицы… гнездо. У зверей шерсть, а у птицы… перья. У человека нос, а у птицы… клюв. У человека руки, а у птицы… крылья. У человека ребёнок, а у птицы… птенец. - Молодцы, правильно. 3. Затруднение в ситуации. - Как думаете, как нам найти правильное направление, дорогу к заданиям? (размышляют) - Я вам открою тайну. Нам будут помогать сказочные птички - помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (ответы детей). Ой, кто это тут сидит? Сказочная птичка и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание. Задание №1. Разделить птиц на группы: - Ребят, как думаете на какие группы можно разделить птиц, если перед нами 2 дерева? -Чем отличаются деревья друг от друга? (в разное время года). - Как думаете почему? (одни птицы, бывают у нас только летом, другие зимующие). - На какие группы можно разбить птиц, в данном случае? (перелетные и зимующие). Почему, птицы называются перелетные? (потому что осенью эти птицы улетают в теплые края). Почему, птицы называются зимующие? (зимующие птицы остаются у нас на зиму.) Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей, если не догадались) 4. «Открытие» нового знания. На доске зимний лес и летний лес. - Давайте мы с вами разделим птиц на зимующих и перелётных. Как вы думаете, каких птиц нужно посадить в зимний лес, а каких в летний лес. Итак, внимательно смотрим на изображения птицы, называем её и определяем зимующая это птица или перелётная. (Индивидуально, каждый берет карточку и прилепляет). Перелетные: ласточка, Остались птички. Мы их еще не знаем, а где про них можем узнать? (в энциклопедии). Что нам нужно сделать? (найти картинку с такой птичкой, прочитать ее название). Мы с вами как орнитологи, кто это такие вы знаете?» (ответы детей). Правильно, ученый, изучающий пернатых, называется орнитолог. - Скажите, пожалуйста, а перелетные птицы, сейчас где? (улетели в теплые края). - Почему, вы так решили? (уже холодно, идет снег). - Правильно, а если какие-то еще птицы остались, то они скоро улетят. Зимующие птицы – воробьи, синицы, голубь, сорока, ворона, снегирь, дятел. Ребята, все эти птицы не улетают от нас в теплые края на зиму, а остаются здесь, с нами. И в зимнюю стужу, в холода они живут рядом с нами. Поэтому они и называются зимующими. Оказывается, что и птицы готовятся к зиме – меняют оперение на более густое и теплое. Между перышками – воздух, он не пропускает холод и задерживает тепло. - А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, и просто любовались зимними птахами. Вывод: Молодцы, с этим заданием мы справились, вспомнили, что птица бывают, перелетные и зимующие, и почему они так называются. В энциклопедии нашли названия новых, неизвестных нам птиц. Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Дети я предлагаю вам представить себя птицами: Физминутка. Руки подняли и покачали,
Вот и птичка. Вот и спрятанное задание. Задание №2. Дидактическая игра «Угадай, чей нос» (дети подбирают к головам птиц соответствующие клювы). - Ребята в конверте, нет задания. Здесь лежит вот это. Вы знаете, что это такое? (да, это клюв птиц). Значит наши птицы, остались без клюва, что же будем делать? (найдем каждой птице клюв). Разбейтесь на пары, возьмите одну птицу и, посовещавшись, подберите ей клюв. Ребята, а клюв у всех птиц одинаковый? (нет). Как вы думаете, почему у разных птиц, разный клюв? (разной пищей питаются) Показать какие виды клюва бывают. Клюв зерноядной птицы – зерна Клюв насекомоядной – пчелы, мошки, жучки, кузнечик Клюв всеядной птицы – все Клюв плотоядной птицы – мыши, птенцы. Найдите в группе, чем у нас можно покормить птиц (зерна в уголке экспериментирования, насекомых, мышей, лягушек, ягоды в уголке природы, хлеб на кухне). - Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края. Вывод: Какое сложное было задание, но мы справились. Что нового мы узнали в этом задании? (Почему, клюв у птиц разный, какой бывает, чем питаются птицы, почему перелетные птицы улетают). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает птичка! Что же в этот раз нам нужно сделать? Звучит музыка и появляется Баба-Яга Воспитатель: Ой, кто это? Баба-Яга: Кто тут верещит, пищит,
Воспитатель: Не ругайся Бабушка. Это дети пришли в лес. Ребят, что мы пришли просить? (Пожалуйста, расколдуй птиц. Разреши им петь.) Баба-Яга: Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями. Воспитатель: Что же нам делать ребята? Баба-Яга: Вот я картинку нашла, а последовательность не знаю, если вы мне расскажите о птицах, тогда, может быть, позволю птицам вернуться в лес. (Картинки появления птенцов.) Воспитатель: Ну, смотри, Баба - Яга, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание. 5. Включение нового знания в систему знаний. Предлагаю вам игру на внимание «Прилетели птицы…» Я буду называть птиц, услышите название птицы, можно хлопать в ладоши. Только будьте внимательны! - Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. - Прилетели птицы: голуби, куницы, чибисы, стрижи. - Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, галки, комары, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы, дети - молодцы! Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос – включается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти. 6.1.Осмысление. Ребята, послушайте, как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Ребят, а как вы думаете, а настоящим птицам нужна наша помощь. Ребята, а в какую погоду птицы чаще всего голодают? (ответы детей). Поэтому мы должны заботиться о наших маленьких друзьях. Как мы с вами помогаем птицам зимой? (кормим) Что мы повесим на беседку для птиц? (кормушки) 6.2. Рефлексия. - Сколько ног у воробья? - Чего больше у птиц крыльев или лап? - Сколько глаз у синички? Что есть общего у всех птиц? (ответы детей). Чем они отличаются? (ответы детей). Чем покрыто тело птиц? Для чего нужны перья? (ответы детей). Да… Как много вы знаете. Я предлагаю поиграть в игру «Птицелов» на улице. Ребята, вы сегодня хорошо поработали и поиграли. Молодцы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните, по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса) 24 февраля 2020 в 19:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.