Кулпаизова Эльвира Маконовна

памятка

Памятка для родителей «Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный ( в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.
3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.
10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».
Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

Памятка для родителей
«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 4 – 5 лет»

Для того чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.
1.Развивать слуховое внимание: учить вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); Определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).
2.Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.
3.Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь» маршировка и гимнастика под счёт или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.
4.Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.
5.Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).
6.Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.
7.Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.
8.Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.
9.Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.

Памятка для родителей «Алгоритм обучения письму»

1.Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз»).
2.Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.
3.Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.
4.Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.
5.Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.
6.Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.
Подготовительные упражнения:
- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;
- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;
- проведение линий по точкам;
- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);
-рисование бордюров;
- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал).
- написание самих букв (печатных).

 

Памятка для родителей «Преодоление трудностей в произношении слов»

Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.
1.Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).
2.Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).
3.Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).
4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).
5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).
6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).
7.Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).
8.Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).
9.Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).
10.Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).
12.Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).
13.Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).
14.Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).
15.Предложения.
16.Скороговорки и чистоговорки.
17.Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей «Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.
1.Составить предложение по сюжетной картинке.
2.Сосчитать, сколько слов в предложении.
3.Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.
4.Закончить начатое предложение по данному образцу.
5.Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
6.Распространить предложения путём увеличения количества слов.
7.Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
8.Составить предложения с определённым словом.
9.Составить графическую схему предложения.
10.Придумать предложения по графической схеме.
11.Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

 

Памятка для родителей «Последовательность работы по автоматизации звуков»

1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:
Как звенит комар? (З-з-з-з).
Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).
Как рычит собака? (Р-р-р-р).
2.Автоматизация звука в слогах и словах:
-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.
-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.
-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.
-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.
3.Автоматизация звука в предложении.
4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.
5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.
Работа проводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

13 ноября 2017 в 12:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.