Кулпаизова Эльвира Маконовна

Семинар-практикум «Создание условий для развивающего образования для дошкольников» (Круглый стол)

-Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается – прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Этикет – (в переводе с фр. – ярлык, этикета) – форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

Вопрос к родителям: «Для чего нужен речевой этикет?».

Совместное определение формулы речевого этикета:

Думай.

•Кому говоришь,

•Что говоришь,

•Где говоришь,

•Зачем говоришь,

•Какие из этого будут последствия.

Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

^ Задание для родителей.

Разделяются листы бумаги, фломастером. Задание – нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека.

Воспитатель: - Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».

Можно дома организовать «День волшебного слова», выбрать то слово, в употреблении которого ребенок затрудняется.

Речевой этикет охватывает вербальные средства коммуникации.

Какие это средства?

(жесты, мимика, тональные особенности, поза).

С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?

Как часто в течении дня вы улыбаетесь?

Для чего человеку нужна улыбка?

Воспитатель: Постарайтесь поймать собственное выражение лица где-нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное?

В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.

^ Практическая часть.

Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».

- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.

Первая планета – «Добрых слов».

- В каждом из нас есть маленькое солнце – это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».

^ Игра «Не ошибись, пожалуйста».

- Я буду просить вас использовать задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышать (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречая (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Следующая планета «Сказка».

- Все вы любите рассказывать детям сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.

^ Игра «Добрый – злой».

-Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрывает лицо руками : Дюймовачка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.

Для чего человеку нужны руки?

Можно с их помощью общаться?

Работа в парах.

- Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисментами).

Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».

Игра с мячом «Что может сделать слово?».

Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…

Итог.

- Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, слова сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.

По окончанию семинара все родители получают

«Словарь вежливых слов и выражений»

Выставка: картотека игр по речевому этикету.

Литература:

«Веселый Этикет» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург «АГРО»

1997г.

«Мы с друзьями целый мир» М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. Москва 2007г.

«Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет» И. Ф. Мулько. Москва 2006г.

«Учим детей общению» Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль

7 ноября 2017 в 11:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.